Вредные привычки у детей: стоит ли обращать внимание?

Девочка раскрасила руки

У всех нас есть вредные привычки. Какие-то из них серьезные, наносящие ущерб здоровью: пристрастие к алкоголю, курение и тд. Какие-то, на первый взгляд, совершенно безобидные: погрызть ручку, если задумался, нарезать круги по всей квартире во время разговора по телефону. Почти любая привычка не появляется из ниоткуда. Наши привычки — показатель нашего психологического и физического состояния. Некоторые привычки могут указать на пробелы в образовании.

Когда разговор заходит о детских вредных привычках, родители задаются вопросом: стоит ли обращать внимание? Может быть, ничего страшного, вредные привычки есть у всех.

Причины появления вредных привычек у детей

Перечислить абсолютно все вредные привычки у детей невозможно. Зато список причин, по которым появляется та или иная привычка, весьма ограничен.

К главной причине относится недостаток внимания со стороны родителей. Вследствие этого ребенок испытывает стресс и тревогу, иногда злость и разочарование. И то, что родители называют вредной привычкой — грызть ногти или предметы, сосать палец, дергать себя за волосы, бесконтрольно поедать все подряд и тд. — на самом деле изначально было попыткой снять этот самый стресс. Удачной попыткой, повторившейся несколько раз. В последствии закрепившейся. Теперь каждый раз, когда нужно успокоиться, ребенок начинает делать то, что эффективно помогает выйти из стрессового состояния.

Кроме недостатка внимания к причинам относят:

  • попытка привлечь внимание (не в общем смысле, а в конкретном случае);
  • ребенок испытывает скуку и пытается занять себя;
  • присутствуют проблемы со здоровьем (например, привычка грызть ногти, сопровождающаяся скрежетом зубов во сне может служить признаком заражения гельминтами);
  • ситуативные психологические проблемы (например, не может сформулировать мысль, теряется и тянет время за счет слов-паразитов “э-э-э”, “ну-у-у” и тд.);
  • подражание другим (например, использование нецензурных слов в речи);
  • отголоски раннего воспитания (если ребенка часто ругали или били, он может проявлять себя также с возрастом по отношению к окружающим или животным).

Виды самых распространенных вредных привычек у детей

Как уже было сказано, перечислить все вредные привычки невозможно. Тем не менее есть ряд наиболее распространенных. Почти все родители могут заметить те или иные привычки из списка ниже у своих детей.

Грызть ногти

Одна из самых неэстетичных вредных привычек у детей. Обычно ребенок грызет ногти, когда испытывает стресс или дискомфорт. При любом волнении он бессознательно начинает обгрызать заусенцы, грызть сами ногти.

Мазать горчицей, специальными горькими лаками, заставлять одевать варежки и другие подобные методы избавления редко оказываются эффективными.

Сосать палец

Привычка сосать палец у новорожденного ребенка говорит о недостаточной реализации сосательного рефлекса. Чаще всего такая привычка встречается у детей, находящихся на искусственном вскармливании, но отказавшихся от соски. В период до полутора-двух лет эту привычку нельзя назвать вредной. В какой-то мере, она даже полезна.

А вот если ребенок и в 4 года продолжает сосать палец, пора бить тревогу и искать причины. Возможно, это всего лишь во время неискорененная привычка из детства. А возможно, единственная альтернатива снять стресс.

Грызть или совать в рот предметы

Еще одна привычка, которая в раннем возрасте не является вредной. Когда полугодовалый малыш тянет погремушку в рот — это нормально, таким способом он познает мир. В таком возрасте подобное поведение никоим образом не указывает на наличие проблем. Правда, все предметы, отправляемые в рот для исследования, должны быть чистыми, чтобы не появились проблемы с желудком.

Если ребенок дошкольного и школьного возраста постоянно сгрызает ручки, карандаши стоит обратить на это внимание.

Пристрастие к фаст-фуду и жевательной резинке

Одна из самых вредных привычек для здоровья ребенка. Фаст-фуд сложно отнести к полноценному питанию. Не говоря уже о здоровом. Большое количество жиров и углеводов, минимум пользы для растущего организма. Чрезмерное употребление приводит проблемам с ЖКТ, ожирению, диабету и прочим заболеваниям, в том числе хроническим. Нет необходимости говорить о том, что такую привычку оставлять без внимания нельзя.

Сюда же отнесем и любовь к жевательной резинке. Помимо проблем с желудком, постоянное жевание приводит к снижению концентрации и внимания. Педагоги дошкольных и школьных учреждений отбирают жевачки не потому, что их это сильно задевает с эстетической точки зрения, а с целью устранить хотя бы одну из причин плохого усвоения материала. Родители должны донести эту информацию до детей.

Употребление нецензурных слов

Когда маленький ребенок впервые произносит ругательное слово, родители делятся на тех, кто смеется и умиляется, и на тех, кто падает в обморок от возмущения. Если ребенок использует нецензурную речь, значит, он ее где-то слышит. Начинать поиски источника брани нужно дома. Не всегда взрослые следят за своей речью. Если родители на 100% уверены, что дома никто и никогда не выражается, поиски переносятся за пределы квартиры. Уберечь ребенка от нецензурных слов невозможно. На улице, детской площадке, в садике или школе всегда найдутся дети или взрослые, употребляющие запретные слова. Задача родителей объяснить ребенку, что знать такие слова можно, но культурные и воспитанные люди их вслух не произносят.

Истерики

Показательные выступления со слезами, криками, катанием по полу — один из распространенных способов детских манипуляций, перерастающий в дурную привычку. Если вовремя не отреагировать и не противостоять первым попыткам устраивать истерики по любому поводу, родителей ждет сомнительное удовольствие получить такое же поведение в общественных местах. Где сие и так неприятное действо, будет представлено на всеобщее обозрение с последующим осуждением наблюдателей.

Обман

Дети начинают обманывать примерно с трех лет. Поначалу это больше походит на невинные фантазии и является нормальным этапом развития. Бывают ситуации, что дети преподносят информацию искаженно.

Например: ребенка оставили с бабушкой на день.

Вечером мама спрашивает: Бабушка тебя кормила?

Ребенок отвечает: Нет.

Мама читает нотации бабушке: Как так ребенок целый день голодный?

Бабушка спрашивает внучку: Почему ты обманываешь, что я тебя не кормила?

Ребенок: Я не вру! Ты не кормила, я сама ела! 

Ситуация кажется в какой-то степени комичной. Но ребенок делает свои выводы, что словами можно играть с выгодой для себя.

Если обман происходит изредка и по незначительным вопросам, повода для беспокойства нет. В конце концов, и взрослые далеко не всегда предельно честны. Но если обман приобретает систематический характер, то причину нужно искать в себе и во взаимоотношениях с ребенком. Самыми распространенными причинами обмана являются недоверие к родителям, их сверх опека, попытка избежать наказания и получение выгоды для себя. Иногда причиной может служить недостаток у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.

Ябедничество

Примерно в этом же возрасте, три года, ребенок начинает ябедничать. Изначально это рассказ ситуации, чаще конфликтной, волнующей ребенка, которой он хочет поделиться с близкими. Безусловно, если ребенку не справиться самостоятельно, и есть необходимость вмешательства взрослых, родители должны отреагировать и помочь. Ребенок должен чувствовать родительскую поддержку. Но если родители замечают, что с возрастом количество жалоб только увеличивается, а единственный способ решения всех проблем — привлечение взрослых, значит, ребенку нужна помощь. Помощь в самостоятельном нахождении выходов из конфликтных ситуаций, в развитии коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Зависимость от гаджетов

Бич современного общества и детей, в том числе, зависимость от всевозможных гаджетов. Бесконечные игры на телефонах, планшетах, компьютерах, круглосуточный просмотр мультфильмов. Помимо проблем с общим снижением физического и интеллектуального развития, возникают проблемы со здоровьем: ухудшение зрения, различные искривления позвоночника, лишний вес.

Общие рекомендации по борьбе с вредными привычками у детей

Придя к выводу, что вредную привычку стоит искоренить, начинать нужно с выяснения причины. Без этого многие вредные привычки будут просто сменять одна другую. Запретили грызть ногти, ребенок будет выдергивать волосы или расчесывать руки. Запретили устраивать истерики в магазине — начнет скидывать вещи с полок и тд.

Подход к избавлению от конкретной вредной привычки индивидуален, но общая схема поведения родителей одинакова. Для профилактики и избавления от вредных привычек у детей нужно:

  • Установить истинную причину появления.
  • Пересмотреть собственное поведение. Дети копируют поведение взрослых, в том числе и привычки. Положительный пример родителей — лучший помощник в воспитании. Если родители сами не идеальны, глупо требовать совершенства от ребенка. Начинать нужно с себя.
  • Пересмотреть правила, установленные в семье. Соблюдение их всеми членами семьи. Если один родитель запрещает, а другой не выдерживает и разрешает, достигнуть результата не получится.
  • Соблюдать постепенность. Привычек может быть несколько. Заставляя ребенка избавляться одновременно от всех, можно навредить психоэмоциональному состоянию ребенка.
  • Установить доверительные отношения. Доверие между родителями и детьми крайне важно. Чем больше ребенок доверяет родителям, тем легче проходят все воспитательные процессы, в том числе и избавление от вредных привычек.
  • Развивать личностные качества ребенка. Появление ряда вредных привычек обусловлено недостатком уверенности ребенка в себе и собственных силах. Задача родителей воспитать сильную и уверенную в себе личность, способную нести ответственность за свои поступки.
  • Хвалить и поощрять. Детям нужен моральный или материальный “пряник”. Хвалить за успехи в любом деле надо обязательно.
  • Иногда лучше игнорировать. Чрезмерная активность по борьбе с вредными привычками может дать обратный результат. Ребенок может делать на зло, чтобы привлечь внимание. Если родители убедились, что именно так и происходит, стоит начать игнорировать вредную привычку. Когда ребенок поймет, что таким способом воздействовать не получается, сам избавится от привычки.

Вывод

Каким же будет ответ на вопрос: стоит ли обращать внимание? Стоит. Но не на привычки, которые зачастую являются всего лишь следствием недостатка того самого внимания от родителей, а на самого ребенка. Но и перебарщивать не стоит. Во всем хороша мера.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий