Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста

Молодые мамы, когда жалуются опытным матерям на определенные трудности с ребенком, часто слышат: Потерпи. Это возраст такой. Перерастет. И правда, проблема решается со временем, но через небольшой промежуток появляется новая. И опять слышится пресловутое “потерпи”. Кажется, что это будет продолжаться бесконечно. Что такое возрастные кризисы у детей, как они проявляются, и как помочь их пережить?

Что такое возрастные кризисы

Звучит как приговор для родителей, но возрастные кризисы нужны и важны для детей. Это неотъемлемые этапы взросления, благодаря которым ребенок приобретает новые навыки.  

Возрастные кризисы позволяют формировать полноценную и гармоничную личность, хотя и выглядят иногда как борьба со всем миром.

Сегодня ребенок тихий, покладистый, послушный. А завтра он заявляет, что никто ему не указ. Никого не слушает, агрессивно реагирует на любые замечания и критику в свой адрес. Родители хватаются за голову и не могут справиться с маленьким бунтарем. Проходит время, и если родители сделали все правильно, то бунтарь превращается в ответственного, самостоятельного, повзрослевшего человека.

Стоит оговориться о двух важных моментах.

1.Периоды возрастных кризисов условные. Нет четких границ ни по моменту наступления, ни по длительности. Все индивидуально.  Принято выделять 3 основных возрастных кризиса детей дошкольного возраста:

  • новорожденности (до 1 года);
  • младенчества (от 1 года до 2 лет);
  • раннего детства (3-4 лет);

2.Протекают возрастные кризисы у детей по-разному. Кто-то восстает против всего мира, становится агрессивным, устраивает скандалы и истерики. А кто-то замыкается, переживает все внутри себя. В большей степени проявление будет зависеть от темперамента и установившихся на момент кризиса взаимоотношений с родителями. Последние значительно могут повлиять на происходящее. Своим вмешательством или невмешательством родители могут как породить бурю, так и усмирить ее в зародыше.

Чтобы наименее болезненно пережить возрастные кризисы у детей, родители должны знать, с чем они связаны, и как помочь ребенку.

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста: что нужно знать и что делать

Кризис новорожденности (от 0 до 1 года)

Кризис новорожденности проходят абсолютно все дети. Начинается он в момент рождения. Главным образом, это связано со сменой среды. Из теплого темного маминого живота ребенок оказывается в незнакомом мире. Дыхание, питание, все происходит не так, как он привык делать до появления на свет.

Период адаптации длится до двух месяцев.

Сложно со стопроцентной уверенностью сказать, что происходит в голове у ребенка в этом возрасте. Однако, задача родителей не только обеспечить всем необходимым для жизни, но и давать положительные эмоции. Ребенок должен чувствовать, что его ждали. Родители рады его приходу в этот свет. Равнодушие или негатив уже в таком малом возрасте могут заложить неправильные установки и комплексы.

Кризис младенчества (1-2 года)

К году-полутора почти все дети уже активно ходят, пытаются произносить звуки и даже слова. Это означает, что их возможности познавать мир обширны. Но в этот же период дети познают и всевозможные родительские “нельзя”. Различные ограничения становятся причиной недовольства, агрессии или истерики. Несовпадение детского “хочу” и родительского “надо” приводят к обидам и слезам.

Основная проблема заключается в неспособности ребенка прямо объяснить свои желания и намерения, а родителей — их понять. Ребенок не может полноценно говорить, поэтому заменяет слова доступными ему способами изъяснения — слезы, кидание игрушек, катание по полу и тд. Именно такие действия родители болезненно воспринимают, считая, что с их малышом что-то не так. Все так. Просто, за невозможностью сказать словами, в ход идут действия.

Задача родителей проявлять терпение. Если не получается объяснить ребенку, почему нельзя делать определенные вещи, то нужно постараться переключить его внимание на что-то другое.

В этот период важно установить четкий лимит “нельзя” и неукоснительно ему следовать. При этом запретов не должно быть слишком много. Нужна золотая середина. Нельзя все запрещать, равно как и нельзя все разрешать.

Установив рамки, нужно не забывать поощрять стремления ребенка к самостоятельности. Сам поел, сам попытался надеть или снять одежду, помог маме со стиркой. Любые действия, копирование поведения взрослых должны восприниматься родителями позитивно.

Кризис раннего детства (3-4 года)

Первый серьезный возрастной кризис у детей выпадает на возраст 3 года. Связан он с тем, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Эта личность хочет доказать всем, что она сама по себе. Дети меняют свое поведение на столько, что готовы отказаться даже от любимых занятий. В это же время начинается проверка взрослых на прочность. Дети целенаправленно ищут границы родительского терпения.  

Признаки

  • ребенок отказывается выполнять любые просьбы взрослых;
  • ребенок стремится все делать сам любыми способами;
  • происходит изменение сложившегося ранее режима;
  • под сомнение ставится авторитетность взрослых;
  • частые протесты, истерики и бунты по незначительным поводам.

В этот период характерны фантазии и вымысел для избежания наказания. Ребенок обвиняет игрушки или домового, что они съели конфеты. Родители часто воспринимают это за попытки врать.

Для кризиса трех лет характерно проявление агрессии к окружающим предметам, людям и животным.

Сложность кризиса раннего детства для ребенка заключается в том, что он сам не всегда знает, что именно хочет. 

Родителям необходимо проявить максимальное терпение. Попытки насильно подавить все признаки кризиса приведут к психологическим травмам. Вместо насилия лучше проявить хитрость и смекалку.

Часто самый эффективный метод добиться желаемого — идти от обратного. Ребенок отказывается есть, нужно предложить ему сегодня ни в коем случае не обедать. Стремясь сделать наперекор, он тут же схватится за ложку.

Одно из желаний ребенка во время кризиса раннего возраста быть услышанным родителями. Он хочет, чтобы с его мнением считались. Именно к этому должны стремиться родители. Они должны показать, что они не просто готовы выслушать мнение ребенка, но и последовать ему. Естественно, в разумных пределах.

Важно давать ребенку возможность проявлять самостоятельность. Это касается и права выбора, и конкретных действий. Если он хочет одеваться сам, пусть одевается. От родителей требуется лишь рассчитать время, чтобы никуда не опоздать.

Кризис трех лет считается наиболее важным для ребенка, т.к. начинается формирование личности. От того, как родители проявят себя в этот период, во многом зависит, что это будет за личность.

Заключение

Не всегда возрастные кризисы у детей заканчиваются в положительном ключе. Где-то родители проявили себя слишком мягко, где-то слишком жестко. Ребенок сделал свои выводы и изменился. Но не всегда в желаемую родителями сторону. Это не означает, что таким он останется на всю жизнь.

Безусловно, кризисы в значительной мере влияют на формирующуюся личность ребенка. Тем не менее, всегда можно попытаться исправить ошибки. Пережив острый период с любым исходом, родители могут постараться изменить ситуацию к лучшему. Додать ребенку больше правильных и полезных привычек. Выработать в нем положительные черты характера. Главное — желание.

Добавить комментарий