Основные этапы развития речи у детей до 3 лет

Ребёнок

Развитие речи у детей, как и все остальное, происходит по-разному. Кто-то уже в полгода способен произносить какие-то членораздельные слова, а кто-то до трех лет предпочитает невербальное общение. Среди врачей принято выделять несколько этапов развития речи у детей до трех лет. Жестких сроков нет, но длительная задержка какого-либо из них — повод для обращения к специалисту.

С рождения до года

С первых секунд жизни новый человек общается с окружающим миром единственным способом — криком или плачем. Плач — сигнал матери о том, что ребенок испытывает дискомфорт. Задача мамы выяснить и устранить причину. Новоиспеченным матерям бывает сложно определить ее сразу, поэтому перебирают все подряд. И уже спустя несколько недель чуткие материнские сердца позволяют отличить голодный плач от “мокрого” или “болезненного”.

Через 2 месяца после рождения дети начинают “гулить”. Гулением называется произношение новорожденным определенных звуков, преимущественно гласных: а-а-а, ы-ы-ы, а-гу и тд. Иногда могут проскакивать какие-то слоги: да-да, та-та. Родители, склонные преувеличивать способности своих детей, пытаются приравнять случайно произнесенные слоги, совпадающие со словами, к осознанной речи. Это не так.

Примерно с 6 месяцев и до года проходит последний подготовительный этап для развития полноценной речи — лепет. В этот период дети внимательно изучают артикуляцию родителей. Могут копировать интонацию говорящего. Способны произносить звуки и слоги, сопоставлять их с предметами или людьми. Понимают простые просьбы. Ближе к году произносят первые слова.

От года до двух лет

Примерно с годовалого возраста начинается этап становления активной речи.

Даже если ребенок не может самостоятельно произнести слова, он понимает достаточно много из того, что говорят родители. Имеет, так называемый, пассивный словарь.

Принято считать, что в возрасте до полутора лет ребенок произносит в среднем 30 слов. Стоит уточнить, что в зачет идут неполные слова или звуки, обозначающие конкретные предметы или действия: би-би, мяу, аф, ам и тд. Логопеды не видят проблемы в отсутствии четко произносимых слов, и относят таких детей к “говорящим”.

В этот период устанавливается визуально-аудиальная связь между предметами и их названиями. Чем чаще вы указываете на предмет, называя его, тем быстрее ребенок запомнит.

Одним и тем же словом может выражаться и предмет, и чувство, и действие.

С полутора лет словарный запас все больше пополняется. Дети становятся склонными к эхолалии — частому повторению одного и того же слова или фразы.

Ребенок учится произносить слова полностью. Может составить простое предложение из двух и более слов.

Произносимые слова чаще всего являются существительными. Чтобы помочь ребенку объясняться, необходимо добавлять в его речь глаголы.

С двух до трех лет

С двух лет дети начинают задавать вопросы. Внимательно выслушивать объяснения взрослых, тем самым пополняя словарный запас. Ребенок может произносить, в среднем, 200 слов и еще больше понимать.

Произношение слов может быть нечетким, с пропуском согласных. Это является нормой, и не должно смущать родителей. Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больше из них правильно произносимых. Большее количество слов приводит к большему количеству ошибок в произношении из-за неподготовленности речевого аппарата.

Ребенок знает не только существительные и некоторые глаголы. Он начинает использовать в речи местоимения и предлоги. Старается больше общаться, рассказывать впечатления и тд. Может конкретно выражать свои желания.

К трем годам ребенок увеличивает словарный запас до 1000 слов. Может пересказывать ваши слова или прочитанную вами сказку. Активно задает вопросы и слушает ответы. Изъясняется полноценными предложениями, используя все части речи.

С трех лет увеличивается словарный запас. Оттачиваются навыки правильного произношения.

Задержка речевого развития: когда бить тревогу?

ЗРР — довольно субъективный диагноз. Ранее его ставили всем детям, которые к двум годам произносил менее 200 слов.

Сейчас требования изменились. Ребенку достаточно знать 50 слов, в том числе и звукоподражательные. Уметь составлять предложения из двух слов. Реагировать на речь родителей, понимая и выполняя просьбы.

Нередки случаи, когда дети-”молчуны” в определенный момент догоняют и обгоняют своих “говорящих” сверстников по количеству слов и правильности их произношения.

Как помочь ребенку заговорить?

На развитие речи у детей влияет множество факторов: пол, окружение, как много с ними разговаривают, как долго разрешают смотреть телевизор и тд.

Чтобы помочь ребенку заговорить нужно:

  • Внимательно слушать. Иногда родители среди звуков не способны выявить слова. Например, ребенок выкрикивает: аин-а-и. На деле же это оказывается: один-два-три.
  • Конкретизировать. Если ребенок тянет руки к какому-то предмету среди нескольких, уточните, что он хочет именно мишку или кролика.
  • Много читать. Чтение развивает слух и фантазию.
  • Сократить время просмотра телевизора. В отличие от чтения телевизор тормозит развитие речи, превращая ребенка только в слушателя без необходимости визуализировать образы.
  • Играть. Позвольте ребенку фантазировать и рассказывать даже самые нелепые истории.
  • Хвалить. Без похвалы никуда. Радуйтесь и всячески поощряйте старания ребенка произносить новые слова. Положительные эмоции родителей мотивируют детей.

Наберитесь терпения и прислушивайтесь к своему ребенку, тогда вы осознаете, что он говорит намного больше, чем вы думали.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий