Детские капризы и истерики на публике: что делать?

Детские капризы и истерики на публике: что делать?

Редкий родитель не знаком с ситуацией, когда ребенок устраивает настоящую истерику в публичном месте. Чаще всего такие концерты случаются в магазинах. Неудовлетворенное детское “хочу” выливается в крики, слезы, катание по полу. Что делать, если ребенок устраивает капризы и истерики на публике?

Причины детских капризов и истерик на публике

Детские капризы на публике происходят по нескольким причинам.

Самая распространенная — получить желаемое. В магазине столько всего вкусного или интересного, что обязательно что-нибудь захочется. Так не хочется идти в садик, когда рядом детская площадка. Кукольный театр такой скучный, вот мультики в кинотеатре совсем другое дело! Публичных мест, где можно покапризничать, и поводов не пересчитать.

Маленький ребенок не знает всех способов достижения целей, поэтому выбирает самый легкий и доступный — закатить истерику. Наверняка, такое поведение было многократно опробовано дома. А тут добавляются “зрители”, присутствие которых заставляет большинство родителей стараться максимально быстро уладить ситуацию. Естественно, что проще всего дать ребенку то, что он хочет. Но правильно ли это? Расскажем ниже.

Следующие две причины вполне объяснимы и логичны. Ребенок может быть голоден или хочет спать. Оба состояния способствуют раздражительности даже у взрослых. Что ждать от ребенка, который еще не научился контролировать свои эмоции? То есть капризы на публике являются следствием нахождения вне дома. Задача родителей научиться отличать капризы, связанные с голодом и желанием спать. Тогда устранить их будет просто.

Капризы и истерики на публике: что делать?

Чтобы выйти из ситуации, когда ребенок устраивает капризы на публике, нужно решить: позволить получить желаемое или нет.

Пойти на поводу легче лишь на первый взгляд. Например, ребенок капризничает, т.к. хочет шоколадку. В данной ситуации, наверно, не составит особого труда ее купить. А если в следующий раз ребенок захочет дорогостоящую игрушку, который не каждый сможет позволить? Другой пример: ребенок хочет пойти в зоопарк, а не в парк. Хорошо. Родители повели его в зоопарк. А если в следующий раз он скажет, что хочет поехать в Австралию? Утрировано, но суть одна: уступая в капризах, когда ребенок требует что-то незначительное, недорогое или не требующее долгих временных затрат, родители сами приучают, что так делать можно. Какими будут следующие желания, сопровождающиеся капризами, никто сказать не сможет. Зато можно смело утверждать, что получать желаемое ребенок будет именно через публичную истерику.

Если вы решили не идти на поводу, то точно не стоит делать следующего:

  • Переживать за мнение окружающих. Осуждающие взгляды и комментарии не должны стать поводом, чтобы что-то купить катающемуся на полу ребенку. Умные наблюдатели, если им так хочется помочь решить проблему, постараются переключить внимание ребенка. Недалекие будут осуждать. Какая разница, что думают недалекие люди? Под влиянием таких людей уступить сейчас, чтобы получить постоянные проблемы в будущем? Оно того точно не стоит. Чтобы ни говорили окружающие, родитель должен следовать своему плану действий.
  • Кричать на ребенка. Во-первых, криком никого нельзя успокоить. Во-вторых, упомянутая выше осуждающая публика с большей вероятностью начнет вставлять свои комментарии, что может ухудшить подорванное ситуацией моральное состояние родителя.
  • Пытаться уговорить не капризничать. “Не ной, не капризничай” — помогают детям ровно также, как советы взрослым: “не психуй, успокойся”. Все разговоры и объяснения должны начинаться только после того, как ребенок выпустит пар.
Что же тогда нужно делать?
  1. Родитель спокойным голосом должен сообщить ребенку, что ему не нравится подобное поведение, и начать уходить. Если уйти невозможно, то нужно игнорировать все крики и истерики. Можно попробовать переключить внимание. Как только ребенок поймет, что манипуляция не сработала, он перестанет.
  2. Если истерика затягивается, родитель должен присесть и молча обнять ребенка. В случае негативной реакции (вырывается или не хочет обниматься) следует дать еще немного времени и позже повторить попытку.
  3. Только когда ребенок перестал капризничать, нужно объяснить, почему вы что-то не купили или не пошли туда, куда он хотел. При этом объяснения должны быть реальными. Не пошли на игровую площадку потому, что могли опоздать в поликлинику. Не купили игрушку потому, что нет с собой достаточно денег.

У ребенка должно сложиться стойкое мнение, что вы его любите и уважаете его желания, но есть существенные обстоятельства для отказа в настоящее время.

Рекомендации для походов в магазин

Большинство публичных капризов случаются именно в магазинах. Для того, чтобы их избежать, не нужно обходить супермаркеты за 4 километра. Родители должны выработать стратегию, которая поможет отвлечь ребенка от пустого брожения между прилавков с высматриванием очередного “хочу”.

  1. Собираясь в магазин, родители должны рассказать ребенку, что именно собираются покупать. Если сладости или игрушки не входят в запланированные покупки, об этом следует предупредить. Желательно найти аргументацию. Регулярные “нет денег” очень быстро перестанут быть для ребенка аргументом. Иногда можно пообещать купить что-то позднее. Но это “позднее” обязательно должно наступить. В противном случае подобное объяснение уйдет в то же мусорное ведро пустых слов, как и “нет денег”.
  2. Лучшее, что могут сделать родители, во время похода в магазин с ребенком — вовлечь его в процесс. Если ребенок уже умеет читать, то он может вычеркивать из заранее составленного списка взятые продукты. Или наоборот, поручить ему искать на полках нужные продукты и складывать в тележку. Параллельно можно объяснять, почему предпочтение конкретным продуктам. Таким способом можно не только отвлечь ребенка от незапланированных “хотелок”, но и научить выбирать качественные продукты.

Когда ребенок будет занят интересным ему делом, желания устраивать истерики и капризы на публике у него не возникнет.

Сохранять спокойствие в любой ситуации — это то, что должен уметь делать каждый родитель. Тогда у ребенка будет прекрасный пример и меньше поводов для плохого поведения.

Добавить комментарий