Цветовое восприятие у детей: когда и как научить ребенка различать цвета

Цветные мелки

Умение ребенка различать цвета — повод для гордости его родителей. Чем раньше малыш может назвать цвета окружающих предметов, чем больше безошибочно распознает оттенков, тем больше радуются родители и близкие. Что нужно знать о цветовом восприятии? Как и в каком возрасте учить ребенка различать цвета?

Цветовое восприятие: что надо знать перед тем, как учить

Прежде чем начинать учить ребенка цветам, нужно кое-что узнать о цветовом восприятии любого человека.

Если родители хотя бы немного интересовались темой зрения у новорожденных, то, скорее всего, им на глаза попадалась информация о том, что в первые дни после рождения ребенок почти ничего не видит. Мир для него виден на расстоянии не более 30 см и в черно-белых цветах. Акцентировать внимание месячного ребенка на излюбленной многими родителями красной погремушке можно, но не результативно. Для него она все равно окажется серой.

На втором и третьем месяце жизни ребенок начинает различать яркие базовые цвета. Полутона не воспринимаются глазом. Разницы между синим и голубым малыш не увидит.

Только с 5 месяцев ребенок начинает различать оттенки. Мир становится цветным в полной мере.

И только к 8 годам окончательно завершается процесс формирования цветового восприятия.

Помимо этого, нужно помнить, что цветовосприятие у мужчин и женщин различается. Мужчины способны различать меньше оттенков, чем женщины. Ученые связывают это явление с выработкой тестостерона, который влияет, в том числе, и на работу глаза. Если мальчик даже в 10 лет не видит разницы между пурпурным, фуксией и лиловым, называя их все сиреневым или розовым, это не означает, что у него есть какие-то отклонения по зрению. Просто, он — мальчик.

Что еще нужно знать и как учить

Исходя из информации выше, делаем вывод, что с полугодовалого возраста уже можно начинать учить ребенка чистым базовым цветам без переходов и полутонов.

Неумение ребенка говорить никак не мешает запоминанию. В доречевой период дети запоминают цвета на ассоциативном ряде слово-цвет-предмет. Трава — зеленая, небо — синее, яблоко — красное и тд. После того, как ребенок научится говорить, он будет не только показывать цвета, но и называть их.

Педагоги склонны считать, что обучение нужно начинать с красного или желтого цветов. С ними не согласны родители тех детей, которых красный цвет пугает. Опытные родители начинают обучение с тех цветов, которые соответствуют любимым фруктам их детей. Например, ребенок любит зеленые яблоки. С большой вероятностью, он запомнит этот цвет раньше любого другого.

Обучение в 1-2 года

Основная задача в период до двух лет как можно чаще акцентировать внимание ребенка на цветах, называя его.

На прогулке или дома нужно проговаривать цвета предметов.

Для изучения отличными помощниками станут различные пирамидки, кубики, формочки.

Можно предлагать разноцветные фломастеры во время рисования.

Играть с цветным тестом или пластилином.

Когда ребенок запомнит какие-то предметы и их цвета. Можно начинать сравнивать знакомые предметы с новыми: “У девочки платье красное, как твоя шапочка.”

С двух лет можно активно предлагать ребенку контурные раскраски.

Постепенно вводятся новые цвета и оттенки.

Обучение после 3 лет

К этому возрасту большинство детей знают достаточно много слов. Могут не только показывать, но и называть цвета.

Для развития навыков подойдут различные вариации “цветовых игр”:

  • сортировка по цветам;
  • сборка конструктора по цветам;
  • день цвета (например, целый день одевать только красные вещи и играть в красные игрушки).

Некоторые игры могут быть одновременно направлены на изучение цветов и на развитие логики. Например, найти лишний предмет.

Если ребенку разрешается смотреть мультфильмы, то в интернете можно найти достаточно развивающих видео на тему цветов, а также идей “цветовых игр”.

Для запоминания цветов и развития памяти полезно разучивать стихи и присказки, связанные с цветами.

Расширяйте познания ребенка о цветах: небо бывает не только синее, но и серое, алое и даже черное.

Помните, что если ребенок не может долго запомнить какой-то определенный цвет, называет неправильно, возможно, глаза еще не воспринимают его.

Для многих детей книжки-раскраски остаются актуальными до самой школы. Разрисовывание картинок позволяет ребенку получить не только положительные эмоции, но и определить для себя любимые цвета.

Самостоятельное рисование ни чуть не хуже. Для изучения оттенков лучше всего подойдет акварель.

Дополнительные рекомендации

Изучение цветов, как правило, должно проходить в ненавязчивой форме, “между делом”. Одеваетесь, что-то рассматриваете, выбираете новую игрушку и тд.

При этом не нужно постоянно экзаменовать ребенка. И тем более ругать, если он путает цвета.

Также не стоит учить ребенка тем цветам, которые родители сами не различают. Если для них случайно увиденный лиловый — это фиолетовый, то ни к чему и ребенку забивать голову. Постепенно, по необходимости, ребенок освоит сложные оттенки.

Трудно встретить человека, который не знает хотя бы базовых цветов. Постепенно, в процессе развития, ребенок рано или поздно запоминает и распознает, как минимум, основные из них (при отсутствии заболеваний, связанных с нарушением цветовосприятия). Зато при наличии у ребенка заинтересованности можно совместить изучение цветов с развитием памяти, логики и фантазии.

Успехов!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий