Агрессивный ребенок: понятие и причины агрессивного поведения у ребенка, помощь.

Агрессивный ребенок: понятие и причины агрессивного поведения у ребенка, помощь.

Возрастные кризисы бывают не только у взрослых. Дети проходят свои кризисные этапы. Одним из признаков очередного возрастного кризиса у детей становится агрессивное поведение.

“У вас агрессивный ребенок”, — заявляют педагоги дошкольных или школьных учреждений. Для родителей подобные заявления выслушивать не приятно, а иногда и вовсе оскорбительно. Их ребенок всегда хорошо себя ведет дома.

Кто же такой агрессивный ребенок? Как определить, действительно ли имеет место агрессивное поведение, или это всего лишь необоснованные претензии со стороны? Как бороться с агрессивным поведением у ребенка, если проблема существует?

Понятие, формы, направленность агрессивного поведения у ребенка

Агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам поведения.

Психологи считают, что проявление детской агрессии связано с желанием выйти из состояния психологического дискомфорта. Проявление агрессии — способ защиты, чаще всего бессознательный.

Детская агрессия может быть выражена в двух формах: открытая и пассивная.

Открытая агрессия проявляется в драках, истериках, оскорблениях и тд. Открытая агрессия, как правило, наносит моральный или физический вред окружающим людям и предметам.

Пассивная агрессия направлена на самого ребенка. Она наносит вред непосредственно ему: кусание ногтей, отказ от еды, выдирание волос.

Детская агрессия может быть направлена на:

  • членов семьи;
  • людей, не являющихся членами семьи;
  • животных;
  • себя;
  • окружающие предметы;
  • виртуальные или выдуманные предметы (компьютерные игры, персонажи фильмов или мультфильмов).

Несмотря на ярко выраженный негатив, присущий проявлению агрессии, агрессивное поведение выполняет ряд полезных функций. В соответствующие этапы развития ребенка агрессивное поведение помогает:

  • освободиться от страха;
  • отстоять свою позицию;
  • защититься от встречной агрессии;
  • адаптироваться во взрослом мире.

Проявление агрессии у детей — явление обычное и часто встречающееся. Главная задача родителей проследить, чтобы агрессия не переросла в патологию.

Признаки агрессивного поведения у ребенка

Чтобы отбросить предвзятое отношение педагогов или родителей, с чьими детьми контактирует ребенок, необходимо за ним наблюдать не только в пределах квартиры.

Говорить об агрессивном поведении стоит в том случае, если у ребенка в поведении наблюдается следующее:

  • Частая потеря контроля над собой.
  • Частые споры, препирательства, ссоры со взрослыми и детьми, в том числе с применением физического или словесного насилия.
  • Регулярные отказы от выполнения любых просьб взрослых, тем самым желая вызвать у них раздражение.
  • Целенаправленное проявление жестокости по отношению к людям или животным.
  • Отсутствие сочувствия и сострадания.
  • Систематические обвинения окружающих, перекладывание вины на других, нежелание брать ответственность на себя.
  • Часто пребывает в плохом (сердитом) настроении.
  • Становится мнительным, мстительным и завистливым.
  • Имеются неврологические отклонения: рассеянное внимание, плохая память.
  • В школьном и далее возрасте неумение проанализировать ситуацию, что приводит к зацикливанию на проблеме.

У агрессивного ребенка признаки проявляются в комплексе. Чем больше пунктов соответствует поведению, тем труднее случай. Естественно, речь идет о систематическом проявлении перечисленных признаков. Разовые вспышки гнева или агрессии могут возникнуть у любого, даже самого сдержанного человека.

Причины агрессивного поведения у ребенка

Семья

Чаще всего причиной агрессивного поведения у ребенка становится неблагополучная обстановка в семье.

Ребенок становится агрессивным в семьях, где:

  • Не установлена или вовсе отсутствует эмоциональная связь между родителями и детьми. Нет общих интересов. Члены семьи испытывают взаимный негатив. Часто возникают конфликты.
  • Отсутствует привязанность ребенка к матери. Мать не требовательна, равнодушна к развитию ребенка, его успехам или провалам.
  • Родители демонстрируют агрессивное поведение как в отношении детей, так и друг друга. Агрессия ребенка в этом случае — копирование модели поведения.
  • Внутри семьи установлены слишком строгие правила с жесткой системой наказаний за проступки. В этом случае ребенок становится замкнутым дома, но может проявлять открытую агрессию за его пределами.
  • Ребенок — “глава” семьи. Родители занимают пассивную позицию, потакают всем его требованиям, не способны ни в чем отказать. В этом случае одни психологи говорят о включении защитного механизма, который проявляется в агрессивном поведении. Другие — об банальной избалованности.
  • Родители не способны выстроить одну линию воспитания, требуя от ребенка выполнения взаимоисключающих действий. В этом случае ребенок встает в оппозицию.
  • Гипо- и гиперопека также становятся причинами агрессивного поведения у детей.

Сверстники

Влияние окружения не менее важно, чем обстановка в семьи. Ребенок может начать вести себя агрессивно по следующим причинам:

  • Из-за отсутствия коммуникативных навыков отношения со сверстниками не складываются. Сверстники издеваются. Ребенок включает механизм защиты и становится агрессивным.
  • Сверстники демонстрируют агрессивную модель поведения, считая это проявлением взрослости и вседозволенности. Ребенок ее копирует.

Виртуальная реальность

Распространенной причиной агрессивного поведения у детей становятся компьютерные игры. Сюда же относятся различные фильмы, видеоролики, передачи. Жестокость и насилие, демонстрируемые в играх и видео, увеличивают количество детей с агрессивным поведением. Ребенок берет пример не с реальных, а виртуальных персонажей.

Независимо от причины, агрессивное поведение ребенка становится сигналом и своеборазным криком о помощи.

О чем говорит агрессивное поведение ребенка в разном возрасте

До года

Дети могут проявлять агрессию чуть ли не с младенчества. Стоит уточнить, что в возрасте до года то, что родители могут принять за агрессивное поведение, на самом деле является изучением мира. Дерганье родителей за волосы, удары по лицу — это не агрессия. Ребенок еще не умеет владеть своим телом и неосознанно может причинить физическую боль взрослым.

До 2 лет

После года дети могут вести себя агрессивно: бросать окружающие предметы, устраивать истерики, бить себя или родителей. Данная агрессия обусловлена тем, что ребенок не обладает достаточным словарным запасом. Он не может выразить словами свои потребности и желания, поэтому заявляет о них подобными способами.

До 3 лет

Ребенок уже может выразить свои основные потребности, но продолжает вести себя агрессивно. Часто делает наперекор или игнорирует просьбы.

Примерно с 2,5 лет начинается первый кризисный возраст. Агрессивным поведением ребенок не только выражает свои потребности, привлекает внимание, но и испытывает родителей. Именно испытывает. Он ищет предел родительского терпения. Целенаправленно пытается перейти границы, когда даже самый терпеливый родитель может сорваться.

Агрессивное поведение в этом возрасте может быть связано с адаптацией в детском саду. Для многих детей — это стресс. Во-первых, ребенка отлучают от родителей. Во-вторых, приучают к новому режиму. В-третьих, ребенок не обладает достаточными навыками коммуникации в большом незнакомом коллективе.

До 4 лет

Пик детской агрессии в дошкольном возрасте приходится на 3-4 года. В этот период ребенок пытается восстать против родительской власти. Именно в этом возрасте родителям следует приложить максимум усилий по контролю над эмоциональным состоянием ребенка. Психологи утверждают, что в 3 года закладываются агрессивные привычки. Если с ними не бороться, то после 13 лет избавиться от них будет невозможно. Важно выбирать правильный подход, чтобы не усугубить ситуацию.

5-6 лет

В этом возрасте ребенок уже вполне способен контролировать свои эмоции. Он прекрасно понимает, как можно поступать и как нельзя. Если к началу школы ребенок не может контролировать свой гнев, то это повод обратиться к специалистам. Кризисное агрессивное поведение переросло в сформировавшуюся норму общения с окружающими.

До 12 лет

У детей младшего школьного возраста основными причинами агрессивного поведения могут стать:

  • Успеваемость. Дети не всегда способны оценить степень своей подготовки и сверстников. Выставление плохих оценок выглядит в их глазах несправедливым, что приводит к агрессивному поведению, обращенному, в первую очередь, на учителей.
  • Критика. Дети очень чувствительны к критике. Плохая успеваемость, сопровождаемая критикой со стороны окружающих, в том числе и родителей, вызывает агрессию.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Школьный буллинг. Буллинг или травля — это агрессивное поведение детей по отношению друг к другу, сопровождающееся унижениями, оскорблениями и физическим насилием. Тех детей, которые издеваются над своими одноклассниками уже можно отнести к агрессивным. Жертвы буллинга, при достаточной силе духа, могут стать агрессивными в ответ, защищая себя.

Старше 12 лет

Агрессия у подростков воспринимается ими самими как проявление самостоятельности. Чаще всего агрессия свойственна лидерам и отверженным. Лидер таким способом проявляет свою силу и власть. Отверженный — защищает себя.

В любом возрасте

Независимо от возраста детское агрессивное поведение сигнализирует о недостатке внимания со стороны взрослых. Родители должны быть внимательны к ребенку не только в кризисные моменты, но и на протяжении всего периода взросления. Только такой подход может гарантировать становление здоровой личности, способной к сочувствию, состраданию, ответственности за свои поступки.

Часто причиной детской агрессии становится появление в семье второго ребенка. Родители бывают слишком заняты подготовкой к появлению на свет нового члена семьи. При этом совершенно забывают морально подготовить к этому событию уже имеющегося ребенка. А после рождения становится уже просто некогда. Первый ребенок чувствует недостаток внимания. Это приводит к проявлению агрессии и по отношении к родителям, и к младшему брату или сестре.

Еще одной причиной детской агрессии может быть разделение на “своих” и “чужих”. Речь не только о территории и степени знакомства. Границы могут определяться статусом, доходом, национальными, расовыми и религиозными критериями. Если родители проявляют пренебрежение к людям, которые ниже их по социальному статусу и доходам, дети будут делать то же самое. То есть к людям из “своего” круга они будут относиться с должным уважением. Зато уборщице в школе могут запросто нахамить.

Детская агрессия нуждается в корректировке со стороны взрослых. В противном случае, есть риск развития искаженной реальности и формированию ложных ценностей.

Правила для родителей во время агрессивного поведения ребенка

Чтобы помочь ребенку, родителям необходимо установить причину агрессивного поведения. Подсказкой может послужить возраст. Не надо стесняться спрашивать, что беспокоит ребенка. Почему он проявляет агрессию по отношению к себе, окружающим людям, животным и предметам.

Несколько правил для родителей.

Игнорирование незначительной агрессии

Если ребенок проявляет агрессию изредка, она не приносит значительного вреда окружающим, то не стоит устраивать трагедию. Накопление негативных эмоций свойственно всем людям. Выплеск может произойти случайно, из-за мелочи. Наказание ребенка за незначительную агрессию будет выглядеть в его глазах несправедливостью. Вместо наказания следует выразить понимание и сочувствие, переключить его на интересное занятие.

Оценка поступков, а не личности

Спокойным уверенным тоном нужно объяснить ребенку, что его агрессивное поведение вредит в первую очередь ему. У него плохое настроение, он портит свои игрушки и тд. Родитель может сообщить о своем дискомфорте. Например, что ему не нравятся громкие крики. Самое главное, чтобы ребенок осознал, что родитель настроен против поведения, а не самого ребенка. Поэтому помимо спокойствия в голосе должна быть доброжелательность.

Подробный разбор ситуации должен происходить после того, как ребенок успокоится.

Контроль собственных эмоций

Прежде, чем требовать от ребенка успокоиться, важно самому быть спокойным. Дети хорошо чувствуют эмоции родителей. Иногда специально провоцируют их на ответную агрессию. Поддаваясь провокациям, родители теряют свой авторитет в глазах ребенка. Задача родителя показать на собственном примере важность сохранения спокойствия при любых ситуациях.

Кроме негативных эмоций не стоит проявлять и неадекватных ситуации. Смех над ребенком в момент проявления им агрессии может быть расценен как издевательство и унижение.

Подкуп и обещания чего-либо также не являются решением проблемы. Такие действия могут в дальнейшем перерасти в способ манипуляции ребенка родителями.

Сохранение репутации ребенка

Публичная расправа не понравится ни взрослым, ни детям. Обсуждение агрессивного поведения должно проходить в приватной обстановке. На людях необходимо сохранить репутацию и авторитет ребенка, какая бы ни была ситуация. Если позволяет возраст, а разрешение ситуации не терпит отлагательств, нужно минимизировать вину словами “ты же не хотел, случайно и тд.” Возможно, в глазах чужих это будет выглядеть как оправдание родителем ребенка, но в этом нет ничего дурного. Защита детей — одна из основных родительских обязанностей. Дома же нужно обязательно обсудить и разобрать ситуацию.

Чуткость и внимание к ребенку помогут своевременно заметить и устранить причины агрессивного поведения.

Добавить комментарий